Как составить бриф на разработку сайта, SMM, контекстную рекламу, таргет
При желании обновить сайт или создать его с нуля владельцу бизнеса важно четко представлять, каким он должен быть, и какие задачи он должен решать. Для этого составляется бриф, в котором заказчик указывает конкретные пожелания, а исполнитель получает ответы на все свои вопросы по реализации проекта.
Как правильно составить бриф на разработку сайта: советы, примеры и требования
На начальном этапе сотрудничества исполнителю важно получить от клиента полную информацию о задачах и целях нового проекта. Для этого требуется хороший бриф на разработку сайта, который при правильном заполнении, становится для заказчика залогом успешного продвижения в сети его бизнеса. А исполнитель с самого начала понимает, чего от него ожидают и в соответствии с этим, планирует свою работу.
Что такое бриф и для чего он нужен
Бриф на создание сайта – инструкция для исполнителя о том, как должен выглядеть сайт и какой должен быть функционал. Это краткое, но четкое описание проекта, в котором содержится информация о компании, пожелания заказчика, описываются основные функции и ценность будущего сайта для бизнеса компании. Представляет собой документ со списком вопросов, на которые должен ответить клиент.
Бриф составляется заказчиком или сотрудниками агентства и нацелен на выполнение следующих задач:
- дать сторонам понимание общей концепции проекта;
- помочь исполнителю ознакомиться со спецификой деятельности заказчика;
- оценить соответствие ресурсов и компетенций заказчика этому проекту;
- определить время на реализацию проекта;
- рассчитать стоимость работ.
Простыми словами, бриф для клиента – это способ выразить свои пожелания, а для исполнителя – понять, что от него ожидает заказчик. Бриф не является техническим заданием, то есть не содержит подробной инструкции для исполнителя по реализации проекта, он просто показывает, чего в итоге хочет получить заказчик.
Почему важно правильно заполнить бриф
Бриф должен быть заполнен четко, без размытых мыслей во избежание недопониманий. Он заметно упрощает работу сторон проекта. Заказчик может отправить бриф сразу нескольким специалистам, чтобы выбрать подходящего. А исполнитель получает полное представление о проекте и не теряет время на уточняющие вопросы.
Заказчику нужно поставить четкие и конкретные задачи исполнителю, проследить, чтобы выделяемый бюджет соответствовал результатам и поставленным задачам.
Как правильно заполнить бриф
Перед заполнением брифа важно продумать всю ключевую информацию, необходимую для разработки сайта компании. В шапке документа необходимо указать название и контактные данные, вписать информацию о сотрудниках, с которыми будет поддерживаться связь.
Далее вписывается следующая информация:
- С какой целью создается сайт, какие бизнес-задачи он будет решать. Например, в брифе на SEO-продвижение важно указать, проводились ли какие-либо работы по SEO-оптимизации ранее (если да – то какие именно), нужно ли привлекать клиентов из других регионов.
- Чем занимается ваша компания, какие товары и услуги предлагает. В чем ваши преимущества перед конкурентами. Дать ссылки социальных сетей и сайта проекта.
- Кто ваши конкуренты. Обязательно дайте ссылки на сайты нескольких ключевых. Укажите, в чем ваши преимущества перед ними.
- Кто входит в вашу целевую аудиторию: возраст, доход, образование и другие данные о покупателе.
- Каким видится вам будущий сайт, его структура, функционал.
- Каким видится дизайн сайта, есть ли у вас уже готовые элементы фирменного стиля. Желательно добавить ссылки на сайты, которые вам нравятся.
- Какая специфика у вашего товара/услуги. Имеет ли сезонный характер.
Пример брифа на создание сайта Landing Page.
В брифе также может содержаться вопрос о том, как долго и с какими агентствами ранее работал заказчик, что его не устроило в их работе.
Если вы составляете бриф на контекстную рекламу, то важно указать критерии эффективности рекламы. То есть, что именно важно для заказчика: показы, клики, количество заявок, заполнение формы или что-то другое.
В бриф SMM для Instagram необходимо указать информацию: в каком стиле бы вы хотели оформление постов в ленте и историях, какие разделы в «Актуальном» нужно сделать, какую информацию в профиле необходимо указать, текущие и будущие акции и скидки.
Можно указать желаемые виды работ: СММ-аудит, разработка стратегии, брендирование, постинг. Желательно приложить дополнительные материалы: фирменный стиль, имиджевые фото, рекламные ролики, акции, конкурсы.
Для успешного продвижения бизнеса в Instagram и других социальных сетях требуется вести рекламные кампании, нацеленные на определенную аудиторию. Бриф на таргетированную рекламу должен содержать цель запуска такой кампании. Например:
- увеличить количество заявок или звонков;
- привлечь больше покупателей;
- увеличить целевой трафик на сайт или страницу в Инстаграм;
- сделать бренд узнаваемым;
- привлечь больше подписчиков;
- обеспечить запись на мероприятие.
Можно указать время и регион показа. Для таргетированной рекламы важны критерии ее эффективности. Их тоже указывают в брифе: желательное ежемесячное количество лидов, заявки на сайте, заполнение формы обратной связи.
Пример брифа на разработку кампаний в контекстной рекламе.
Бриф на разработку дизайна касается, в первую очередь, визуальных требований к сайту. Поэтому дополнительно вписываются пожелания к цветовому решению, типографике и стилистике. При наличии фирменного стиля или старого сайта, нужно написать об этом. Исполнитель должен понять, что вас не устраивает в прежней версии сайта, какие проблемы нужно устранить, узнать, какие сайты вам нравятся.
На что нужно обратить внимание
На сегодняшний день не существует единых правил и порядка оформления брифа на продвижение в социальных сетях. Создать документ можно в Word или Google DOCs, а информацию представить в произвольной форме. Сервис Google Forms позволяет легко форматировать текст, разослать документ нескольким клиентам, а после получения ответов проанализировать результаты.
Бриф не должен быть длинным, так как все подробности проекта будут позднее отражены в ТЗ. Он должен состоять примерно из 3-6 страниц. Его отправляют исполнителю и ждут ответной связи. Форму можно составить самостоятельно или скачать готовый пример и адаптировать его под свой бизнес.
Таким образом, бриф – это документ, который сначала потребует определенных затрат времени и сил, но потом упрощает всю работу для обеих сторон проекта. Не нужно лишний раз встречаться, тратить время на ведение телефонных переговоров и выяснение деталей. При правильном заполнении брифа заказчику остается только ждать желаемых результатов, а исполнитель четко знает, чего от него хотят.