Проверка оптимизации сайта: создаем чек-лист для аудита

Проверка оптимизации сайта - это важнейший этап работы над ресурсом, который помогает выявить слабые места и понять, что нужно улучшить. Без регулярного аудита сложно добиться высоких позиций в поиске и привлечь целевую аудиторию. Мы подготовили подробный чек-лист, который поможет провести комплексный анализ оптимизации сайта и ничего не упустить.

1. Техническая оптимизация

Скорость загрузки страниц

Никто не любит долго ждать, пока прогрузится сайт. Поэтому скорость загрузки - один из ключевых факторов, влияющих на позиции в поиске и поведенческие факторы. Проверьте скорость загрузки своего сайта в PageSpeed Insights или GTmetrix. Обратите внимание на показатели FCP (First Contentful Paint) и LCP (Largest Contentful Paint). Они должны быть в зеленой зоне.

Как ускорить загрузку? Оптимизируйте изображения, минимизируйте CSS и JavaScript, настройте кеширование и используйте CDN. Это поможет серьезно разогнать сайт. У нас был кейс: интернет-магазин из Екатеринбурга никак не мог попасть в топ из-за низкой скорости. Мы применили весь комплекс работ по ускорению и сайт взлетел на первую страницу выдачи.

Адаптивность и мобильная версия

По статистике более 60% трафика сейчас приходится на мобильные устройства. Поэтому адаптивность сайта - обязательное условие успешного продвижения. Протестируйте, как сайт отображается на разных типах устройств - смартфонах, планшетах, ноутбуках. Все элементы должны быть кликабельны, тексты читабельны, а навигация - интуитивно понятной.

Проверьте сайт в инструменте «Оптимизация для мобильных» от Google. Он покажет, считает ли Гугл ваш ресурс адаптивным и выделит проблемные места. Не затягивайте с адаптацией, если ее еще нет. За некачественную мобильную версию можно легко вылететь из мобильной выдачи.

Индексация и файлы robots.txt, sitemap.xml

Корректная индексация - это фундамент поисковой оптимизации сайта. Проверьте robots.txt на наличие ошибок и ограничений индексации важных страниц. Также убедитесь, что все нужные URL добавлены в файл sitemap.xml и он подключен в панели вебмастера.

Посмотрите в Search Console и Яндекс.Вебмастер количество страниц в индексе. Оно должно примерно совпадать с реальным числом страниц на сайте. Если есть расхождения - ищите причину. Это могут быть дубли, битые ссылки, неграмотные редиректы и т.д.

2. Анализ контента

Релевантность и полезность

Представьте, что вы целевой посетитель вашего сайта. А потом внимательно почитайте тексты на всех основных страницах. Насколько они полезны и отвечают на запросы аудитории? Достаточно ли информативен и экспертен контент? Нет ли воды и переоптимизации?

Релевантность и польза для юзеров - два кита контент-маркетинга. Если тексты поверхностные и не дают исчерпывающих ответов на вопросы аудитории, пора их дорабатывать. Подумайте, что еще полезного можно рассказать по теме страницы и добавьте инфографику, видео, таблицы и схемы. Все это повысит экспертность контента.

Заголовки и подзаголовки

  • Проанализируйте структуру текстов. Им не помешают информативные заголовки и подзаголовки?
  • Используется ли иерархия тегов h1-h6?
  • Оптимизированы ли заголовки под ключевые запросы?
  • Соответствуют ли заголовки содержанию абзацев?

Заголовки помогают структурировать текст и повышают шансы на попадание в топ. Поэтому уделите время их проработке. Напишите заголовки, максимально точно описывающие содержание абзацев. И корректно пропишите теги h1-h6, чтобы поисковый робот легко разобрался в структуре документа.

3. Проверка внутренней оптимизации

Мета-теги и заголовок h1

Аудит мета-тегов title и description - обязательный этап проверки оптимизации сайта. Посмотрите в код страниц, прописаны ли эти теги и оптимизированы ли они под ключевые запросы. Длина тайтла - до 70 символов, описания - до 160. Не забудьте, что для каждой страницы мета-теги должны быть уникальными.

Что касается заголовка h1, то он должен быть один на странице, емко описывать ее содержание и включать основной ключевой запрос. Многие почему-то пренебрегают оптимизацией h1, но она реально работает. У нас был опыт, когда за счет простой доработки заголовка трафик на страницу вырос на 74% за месяц.

Перелинковка

Внутренняя перелинковка сайта нужна для распределения веса между страницами и удобства навигации. Составьте список основных страниц и проверьте наличие ссылок на них с других релевантных страниц. Если перелинковка слабая, составьте план по ее усилению.

При проверке обратите внимание на анкоры внутренних ссылок. В идеале они должны содержать ключевые запросы и призыв к действию. Например, не просто «Читать далее», а «Узнайте подробнее о наших услугах». Такие анкоры работают гораздо эффективнее.

Оптимизация изображений

  • Все ли изображения на сайте имеют теги alt и title?
  • Присутствуют ли в этих тегах ключевые запросы?
  • Оптимизирован ли размер картинок? Нет ли огромных изображений, замедляющих загрузку?

Поисковые роботы не умеют распознавать визуальный контент, зато они сканируют атрибуты alt и title. Поэтому так важно прописать их для всех изображений с учетом ключевиков. Параллельно проверьте размер картинок. Лучше оптимизировать все в пределах 100-150 КБ, чтобы они быстро грузились.

4. Проверка внешней оптимизации сайта

Анализ ссылочной массы

Внешние ссылки до сих пор остаются одним из важнейших факторов ранжирования. Поэтому обязательно проведите их инвентаризацию. Соберите список всех доменов, ссылающихся на ваш сайт. И оцените качество этих доноров:

  • Не покупались ли ссылки на биржах?
  • С каких типов сайтов идут ссылки: блогов, форумов, каталогов, СМИ?
  • Насколько эти сайты релевантны вашей тематике?
  • Нет ли среди них фильтрованных за спам доменов?

В идеале в ссылочном профиле должны преобладать ссылки с качественных СМИ и тематических ресурсов. Ссылки с бирж и спамных сайтов лучше сразу отклонить через Google Disavow Tool. Они могут принести больше вреда, чем пользы.

Региональность ссылок

Если вы продвигаете региональный бизнес, важно учитывать геолокацию доноров. Ссылки с местных сайтов, сайтов партнеров и отраслевых ресурсов передают так называемую региональность. То есть помогают повысить позиции именно в локальной выдаче.

Оцените регионы, из которых идут ссылки на ваш сайт. Если это в основном Москва или города из других регионов, пора заняться местным линкбилдингом. Запросите ссылки на городских форумах, досках объявлений, в региональных каталогах компаний. Постепенно локализуйте ссылочную массу, и это поможет в гонке за топ в своем городе.

5. Коммерческие и поведенческие факторы

Адрес, телефон, микроразметка

На коммерческих сайтах обязательно должны быть прописаны актуальные контактные данные компании: адрес офиса, телефоны, email, ссылки на соцсети. Это элементарные факторы доверия для посетителей. Если этой информации нет, сайт выглядит менее надежным и вызывает меньше доверия у людей.

Разметьте контакты микроформатами Schema.org, включая телефон, адрес, email, соцсети, график работы. Это поможет повысить кликабельность сайта в поисковой выдаче и может дать небольшой буст позиций. Также разметьте хлебные крошки, отзывы, продукты, логотип компании. Чем больше полезной разметки, тем лучше сниппет сайта в выдаче.

Поведенческие метрики

Поведение пользователей на сайте косвенно влияет на его позиции в поиске. Как минимум, нужно отслеживать основные поведенческие показатели:

  • Отказы - процент посетителей, которые уходят с сайта, не совершив никаких действий
  • Глубина просмотра - среднее количество страниц, просматриваемых за один визит
  • Время на сайте - средняя длительность одного визита
  • Конверсия в цель - процент посетителей, совершивших целевое действие: заказ, звонок и т.д.

Отслеживайте эти метрики в Яндекс.Метрике и Google Analytics. Сравнивайте показатели по разным каналам трафика и типам страниц. Так вы поймете, какие разделы сайта требуют доработки по юзабилити и какие каналы генерируют некачественный трафик.

Вывод

Для эффективной проверки оптимизации сайта недостаточно анализа одного лишь контента или ссылок. Только комплексный аудит по чек-листу, который мы разобрали, покажет реальную картину и выявит слабые места. Да, эта работа требует времени и определенной экспертизы. Но оно того стоит - качественная внутренняя и внешняя оптимизация помогут в разы быстрее вывести сайт в топ.

Последние похожие статьи (все статьи блога)