Роль структуры URL в технической оптимизации сайта нельзя недооценивать. Правильно составленные URL-адреса не только улучшают восприятие сайта поисковыми системами, но и делают его более удобным для пользователей. Давайте подробнее разберем, как создавать "человекопонятные" URL (ЧПУ) и почему это так важно для успеха вашего ресурса.
1. Что такое ЧПУ и зачем они нужны
ЧПУ (человекопонятный URL) - это адрес страницы, который понятен не только поисковым роботам, но и обычным пользователям. Он отражает структуру сайта и дает представление о содержании конкретной страницы. Например, URL вида site.ru/uslugi/remont-kvartir/
сразу дает понять, что речь идет об услугах по ремонту квартир.
Использование ЧПУ дает ряд преимуществ для технической оптимизации сайта:
- Улучшение релевантности страницы для поисковых систем
- Повышение кликабельности сайта в выдаче
- Более легкое продвижение по низкочастотным запросам
- Улучшение восприятия структуры сайта поисковиками
Кроме того, понятные URL повышают доверие пользователей и делают навигацию по сайту более комфортной. А если человек легко ориентируется на вашем ресурсе, он проведет на нем больше времени. Поведенческие факторы, в свою очередь, тоже влияют на ранжирование.
2. Как создавать правильные ЧПУ
Чтобы ЧПУ работали на благо вашего сайта, нужно учитывать ряд правил при их создании:
Используйте ключевые слова
Старайтесь включать в URL основные ключевые фразы, характеризующие содержание страницы. Но не переусердствуйте! 1-2 ключевика будет достаточно. Не стоит также повторять одни и те же слова. Например, не очень удачный вариант: site.ru/futbolki-maiki/futbolki-s-printom/futbolki-na-zakaz/
.
Делайте URL лаконичными
Длинные URL перегружены лишней информацией и плохо воспринимаются поисковиками. Старайтесь делать их емкими и краткими, удаляйте стоп-слова (предлоги, союзы, местоимения). Идеальный размер - до 90 символов. Допустим, вместо site.ru/stati-po-stroitelstvu/sovety-po-remontu-kvartiry-svoimi-rukami/
лучше использовать site.ru/stati/remont-kvartiry/
.
Пишите URL транслитом
Используйте в адресах латинские буквы вместо кириллицы. Кириллические URL тоже могут индексироваться, но не всегда корректно. Плюс они выглядят громоздко и непривычно для пользователя. Транслит можно прописывать вручную или автоматически с помощью разных сервисов/скриптов.
Разделяйте слова дефисом
Для разделения слов в URL используйте дефис, а не нижнее подчеркивание. Дефис лучше воспринимается поисковыми системами и считается стандартом. К тому же, адреса с подчеркиванием сложнее читать и воспринимать пользователю.
Избегайте технических символов
Никаких спецсимволов типа №,%,?,$,+ и т.д. в ЧПУ быть не должно. Они не несут смысловой нагрузки, только захламляют адрес и мешают индексации. Также не рекомендуется использовать ВЕРХНИЙ РЕГИСТР. Например, site.ru/Vakansii_2020/Prodavets№528/
- крайне неудачная структура.
3. Оптимизация структуры URL
Мало создать правильные ЧПУ, нужно еще встроить их в общую структуру сайта. Структура URL должна быть логичной, понятной и отражать иерархию страниц. Так и поисковым роботам проще будет ориентироваться, и пользователям.
Используйте иерархические URL
Разделяйте URL на логические части в соответствии с категориями на сайте. Например, для интернет-магазина подойдет такая структура: site.ru/kategoria/podkategoria/tovar/
. Для сайта услуг: site.ru/uslugi/nazvanie-uslugi/
. Не делайте слишком много вложенных подкатегорий, оптимально - 2-3 уровня.
Избегайте дублей страниц
На сайте не должно быть страниц с одинаковым содержанием, но разными URL. Это сбивает с толку поисковых роботов и считается дублированным контентом. Используйте каноническую ссылку, 301 редирект или метатеги, чтобы указать основную версию страницы.
Настройте зеркала сайта
Ваш сайт должен открываться только по одному адресу: либо с www, либо без него. Укажите основное зеркало в настройках сайта и настройте 301 редирект с других зеркал. Тогда все ссылочное вес будет передаваться основной версии, и исключается возможность дублей.
Создайте файл sitemap.xml
Sitemap (карта сайта) помогает поисковым роботам лучше индексировать ваш ресурс и быстрее находить новые страницы. Особенно полезно создать файл sitemap, если у вас большой сайт со сложной структурой и множеством постоянно обновляемых страниц. Включите в него основные ссылки с ЧПУ. Но помните, в sitemap нужно добавлять только те страницы, которые полезны пользователям!
Вывод
Итак, мы выяснили, что структура URL напрямую влияет на техническую оптимизацию сайта и ранжирование в поисковых системах. ЧПУ, составленные по всем правилам, улучшают индексацию страниц, повышают их релевантность и кликабельность в выдаче. В конечном счете это приводит к увеличению трафика и конверсий.
Уделите время созданию логичной и понятной URL-структуры, отражающей содержание сайта. Используйте только осмысленные ключевые слова, избегайте лишних символов и дублей. И не забудьте про файл sitemap! Тогда вы сможете выжать по максимуму из «человекопонятных» URL для продвижения и улучшения юзабилити.
Часто задаваемые вопросы
1. Как автоматически создавать ЧПУ при добавлении новых страниц?
Для этого можно воспользоваться функционалом cms (например, в WordPress есть плагины для генерации ЧПУ) или настроить обработку URL в файле .htaccess. Также некоторые хостинги предоставляют возможность создания ЧПУ.
2. Можно ли изменить уже существующие URL на сайте?
Можно, но будьте аккуратны. Если просто изменить старые адреса на новые, поисковики будут выдавать ошибку 404. Поэтому нужно настроить 301 редиректы со старых URL на новые. И не забудьте обновить внутренние ссылки на сайте!
3. Как из русскоязычного URL сделать англоязычный?
Для этого существуют специальные онлайн-сервисы и программы транслитерации. Они переводят русские буквы в латинские по определенным правилам. Самый простой вариант - воспользоваться бесплатным транслитератором. Но будьте готовы, что придется немного поправить результат вручную.
4. Влияет ли наличие ЧПУ на позиции сайта?
Напрямую - нет, но опосредованно - да. Чем понятнее и логичнее структура URL, тем лучше поисковики понимают содержание сайта. Соответственно, они выше оценивают его качество и релевантность. А это уже влияет на позиции.
5. Что делать, если на сайте есть битые ссылки?
Битые ссылки (ссылки на несуществующие страницы) мешают продвижению и ухудшают юзабилити. Нужно регулярно проверять сайт на битые ссылки и либо удалять их, либо настраивать 301 редирект на актуальные страницы. Проверку можно сделать с помощью специальных онлайн-сервисов, типа Screaming Frog.