На первый взгляд кажется, что заключение договора с агентством по SEO-продвижению сайтов - это простая формальность. Ведь главное, чтобы специалисты начали работу над улучшением позиций в поисковой выдаче, верно? Но не всё так однозначно. Грамотно составленный договор - залог эффективного и прозрачного сотрудничества, которое принесет желаемые плоды. Давайте разберемся, на что же стоит обратить внимание при подписании такого важного документа.
1. Четкое описание услуг
Первым делом убедитесь, что в договоре максимально конкретно прописаны все услуги, которые берет на себя SEO-агентство. Не должно быть размытых формулировок вроде "оптимизация сайта" или "улучшение позиций". Вместо этого в документе лучше указать:
- Какие именно работы будут проводиться (технический аудит, подбор семантики, оптимизация метатегов и т.д.)
- Для каких страниц или разделов сайта
- С какой периодичностью
- Какие конкретно параметры будут улучшаться (трафик, позиции, конверсии)
Чем подробнее вы пропишете техзадание - тем меньше вероятность недопонимания и разногласий в ходе работы. Ведь иногда бывает, что представления клиента и подрядчика о процессе оптимизации отличаются. Лучше сразу всё уточнить, чем выяснять отношения потом.
Согласование планов работы
Ответственное агентство по SEO-продвижению сайтов обязательно предложит вам согласовывать планы работ на определенный период (обычно – на месяц). В плане будут расписаны конкретные шаги по оптимизации, которые планируется предпринять: доработка структуры, оптимизация определенных страниц, закупка ссылок и так далее.
Вы, как заказчик, должны иметь возможность вносить корректировки в такой план. Ведь никто не знает ваш бизнес лучше, чем вы сами. Поэтому допустим такой сценарий - агентство предлагает сконцентрироваться на продвижении раздела с люстрами, а вы понимаете, что сейчас сезон для садовых светильников. Значит, нужно менять приоритеты. И такие вещи лучше фиксировать документально.
Отчетность и коммуникация
Процесс SEO требует постоянного мониторинга и корректировок. Без регулярного обмена информацией между клиентом и исполнителем достичь результата будет непросто. Поэтому в договоре должен быть предусмотрен формат и график отчетности, а также способы коммуникации.
К примеру, вы можете запросить отчеты по позициям и трафику раз в месяц, а созвоны или письменные уведомления о ходе работ - раз в неделю. Также стоит указать ответственных менеджеров со стороны агентства и компании-клиента, которые будут взаимодействовать по проекту. Если все процессы четко описать - меньше шансов, что что-то пойдет не так.
2. Сроки и этапы работ
Любой SEO-специалист подтвердит - продвижение сайта это не спринт, а марафон. Первые результаты обычно видны через 3-4 месяца работ, а для более-менее стабильных позиций может понадобиться и полгода. Но разбивать весь этот период на этапы просто необходимо.
Дорожная карта продвижения
В идеале ваше SEO-агентство должно предоставить некую дорожную карту работ с оценкой сроков. Скажем, в первый месяц проводится аудит и базовая оптимизация, во второй - расширение структуры сайта, в третий - наращивание ссылочной массы и т.д. Имея такой план, вы всегда будете понимать на каком этапе находится проект.
Понятно, что в SEO нет четких гарантированных дедлайнов - слишком много факторов влияет на результат. Поисковые алгоритмы меняются, конкуренты не дремлют. Но профессионалы обычно неплохо прогнозируют сроки достижения первых позитивных изменений. Если агентство не готово дать вам хоть какие-то временные ориентиры - это повод задуматься.
Возможность пролонгации
Даже если все пойдет по плану, за 3-4 месяца сложно добиться устойчивых топовых позиций. Скорее всего, потребуется продолжить работу над сайтом. И условия пролонгации договора лучше обговорить сразу, чтобы потом не было сюрпризов.
Обычно сотрудничество автоматически продлевается на следующий период на аналогичных условиях, если ни одна из сторон не заявила о своем желании расторгнуть договор. Менять условия в одностороннем порядке - моветон. Если исполнитель планирует повысить стоимость своих услуг - он должен предупредить вас заранее и обосновать причины. Ну и, конечно, у вас всегда должно оставаться право отказаться от такого повышения.
3. Бюджет и оплата
Денежный вопрос - один из самых щепетильных в любых деловых отношениях. В случае с SEO важно изначально обсудить бюджет продвижения и порядок оплаты.
Фиксированное вознаграждение
В большинстве случаев агентство берет фиксированную плату за свои услуги в месяц. В эту сумму обычно входят все работы по оптимизации сайта, но не включаются расходы на закупку ссылок, написание текстов и т.п.
Поэтому чтобы избежать разногласий, в договоре нужно четко прописать за что именно вы платите. Также стоит указать тарифы на дополнительные услуги, если таковые предусмотрены. Помните, что адекватное SEO-агентство никогда не будет брать плату за гарантированный выход в топ - это противоречит принципам поисковых систем.
Оплата по KPI
Некоторые продвинутые агентства предлагают оплату по факту достижения определенных KPI. Например, вы договариваетесь о конкретном уровне трафика или количестве обращений с сайта, которые должен обеспечить подрядчик. И платите только когда эти показатели достигнуты.
Такая схема сотрудничества наиболее выгодна клиенту, ведь она минимизирует его риски. Но соглашаются на неё далеко не все. Более распространен вариант с фиксированным вознаграждением плюс бонус за выполнение KPI. Тут уж решать вам, что больше подходит для вашего бизнеса.
4. Гарантии и ответственность
Включать ли в договор гарантии достижения результатов продвижения - вопрос спорный. С одной стороны, клиенту хочется определенности и надежности. С другой - невозможно на 100% гарантировать какие-то позиции или трафик. Опять же, поисковики не одобряют продажу мест в выдаче.
Что можно и нельзя гарантировать
На самом деле, по закону никто не может требовать от исполнителя гарантий определенного результата услуг. Но есть вещи, которые агентство вполне способно обеспечить. Например, соблюдение сроков предоставления отчетов, выполнение согласованного плана работ, сохранение коммерческой тайны и т.д.
В этих пунктах можно и нужно требовать письменных гарантий. А вот насчет попадания в топ-3 или роста на 146% лучше просто зафиксировать ответственность агентства за качественное и добросовестное выполнение работ. Если компания в принципе отказывается включать в договор хоть какие-то гарантии, возможно, ей просто нечем подкрепить свои громкие обещания.
Штрафы и возмещение ущерба
В договоре желательно предусмотреть санкции за невыполнение подрядчиком своих обязательств. Например, за срыв сроков работ или предоставления отчетов. Обычно это фиксированный штраф или пени в процентах от суммы договора.
Также агентство по SEO-продвижению сайтов должно нести ответственность за действия, которые могут навредить позициям ресурса (покупка ссылок на запрещенных биржах, переоптимизация текстов, клоакинг и т.п.). В случае применения поисковиками санкций к сайту по вине агентства, оно обязано возместить нанесенный ущерб.
5. Конфиденциальность
В процессе работы над сайтом агентство получает доступ к различным данным о вашем бизнесе. Это могут быть как логины-пароли от админки, так и аналитика по ключевым запросам, информация о маржинальности тех или иных товаров/услуг. Поэтому очень важно включить в договор пункт о неразглашении коммерческой тайны.
Перечень конфиденциальных сведений
Сам термин "коммерческая тайна" довольно общий. Чтобы у исполнителя не было соблазна трактовать его по-своему, лучше конкретно перечислить, какие именно сведения являются конфиденциальными. Это могут быть:
- Доступы к хостингу, CMS, панелям веб-аналитики
- Данные о поисковом трафике, конверсиях, продажах
- Информация о ценовой политике и маржинальности
- Детали о планируемых акциях, скидках, спецпредложениях
- Контакты лиц, ответственных за проект со стороны заказчика
Чем подробнее вы пропишите этот пункт, тем меньше вероятность "слива" важной информации. Особенно если зафиксировать серьезные штрафы за несоблюдение режима коммерческой тайны.
Передача доступов и данных
Отдельно стоит упомянуть о процедуре передачи конфиденциальной информации. Факт передачи каждого пароля или другого важного документа лучше фиксировать в письменном виде (актом или хотя бы перепиской в мессенджере). Со своей стороны, агентство должно гарантировать, что доступы к вашим счетам и аналитике не попадут в руки третьих лиц.
После окончания сотрудничества исполнитель обязан вернуть или уничтожить все материалы, полученные в ходе работы над проектом, и подтвердить это соответствующим актом. Эти формальности помогут избежать неприятных сюрпризов вроде внезапной публикации закрытых данных или их использования в целях конкурентной борьбы.
Вывод
Итак, мы разобрали ключевые моменты, которые нужно учесть при заключении договора на SEO-продвижение сайта. Четко прописанные обязательства сторон, штрафы за их невыполнение, условия оплаты и гарантии конфиденциальности - вот слагаемые успешного сотрудничества. Не пренебрегайте деталями, ведь в них кроется дьявол. И тогда ваш бизнес в надежных руках добьется топовых позиций!