Техническая оптимизация сайта на WordPress – это ключевой фактор успеха в SEO-продвижении. Многие владельцы сайтов не уделяют должного внимания этому аспекту, считая, что достаточно просто наполнить ресурс качественным контентом. Но на самом деле, если не провести грамотную техническую оптимизацию, даже самый крутой контент может затеряться в недрах поисковой выдачи. Давайте разберемся, как привести сайт в порядок и избежать типичных ошибок.
1. Ускоряем загрузку страниц
Оптимизация изображений
Одна из самых распространенных проблем – тяжелые картинки, которые тормозят загрузку сайта. Перед загрузкой на сайт изображения нужно обязательно оптимизировать: уменьшить размер, сжать без потери качества. Для этого есть масса удобных плагинов, например, Smush или EWWW Image Optimizer.
Также не забывайте про атрибуты alt и title для изображений. Они помогают поисковикам понять, что изображено на картинке, а значит – лучше ранжировать страницу. Плюс, на них обращают внимание пользователи, просматривая страницу. Так что подойдите к заполнению этих атрибутов ответственно.
Минимизация CSS, JavaScript и HTML
Громоздкий код – еще один фактор, замедляющий загрузку. Для ускорения сайта и уменьшения нагрузки на сервер рекомендуется минимизировать CSS, JavaScript и HTML-код. Удалите лишние пробелы, переносы строк, комментарии и неиспользуемые фрагменты кода. Это можно сделать вручную, но гораздо удобнее использовать специальные плагины, например, Autoptimize или WP Rocket.
Также полезно будет объединить несколько CSS и JS-файлов в один. Это сократит количество HTTP-запросов и, соответственно, ускорит загрузку страниц. Опять же, ряд плагинов предлагает такую возможность. А самые продвинутые веб-мастера могут проделать эту операцию вручную.
Кэширование страниц
Еще один действенный способ разогнать сайт – настроить кэширование страниц. При кэшировании сохраняется готовая версия страницы, и при следующем обращении к ней пользователь получает уже сохраненную копию, а не ждет, пока сервер сгенерирует страницу заново. Тут незаменимыми окажутся плагины вроде WP Super Cache или W3 Total Cache.
Оптимальные настройки кэширования зависят от особенностей конкретного сайта. Но в целом рекомендуется устанавливать время кэширования не менее 12 часов, чтобы не перегружать сервер слишком частым обновлением кэша. А для максимального ускорения можно настроить кэширование на разных уровнях – на уровне сервера, на уровне браузера и т.д.
2. Разбираемся с мобильной версией
Адаптивная верстка
В эпоху тотального преобладания мобильного трафика адаптивность сайта должна быть безупречной. Если страницы некорректно отображаются на смартфонах или приходится масштабировать и скроллить, пользователи уйдут к конкурентам, а позиции сайта безнадежно просядут. Поэтому задача номер один – обеспечить удобство просмотра на любых устройствах.
К счастью, большинство современных тем WordPress по умолчанию поддерживают адаптивную верстку. Но все же стоит протестировать, как сайт выглядит на разных девайсах и в разных браузерах. При необходимости можно доработать CSS-стили, чтобы добиться идеального отображения.
Оптимизация mobile-first
Google использует алгоритм mobile-first индексации. Это значит, что при ранжировании учитывается в первую очередь мобильная версия сайта, а десктопная отходит на второй план. Такой подход диктует свои требования к оптимизации.
В частности, мобильная и десктопная версия должны иметь идентичный контент. Если какие-то важные элементы видны только в полной версии сайта, это негативно повлияет на позиции. Также нужно тщательно проверить корректность работы всех ссылок, форм и других интерактивных элементов в мобильной версии.
3. Чистим код от ошибок
Валидация HTML и CSS
Ошибки в HTML-разметке и CSS-коде могут приводить к некорректному отображению страниц в браузерах и снижению позиций в поиске. Поэтому важно регулярно проверять сайт на наличие таких ошибок и оперативно их исправлять. Помогут в этом специальные валидаторы, например, от консорциума W3C.
Наиболее типичные ошибки в вёрстке – незакрытые теги, дублирование атрибутов, несоответствие вложенности тегов. В CSS нередко встречается использование неподдерживаемых свойств или неправильных значений. Все эти моменты нужно тщательно отслеживать и устранять.
Поиск и удаление битых ссылок
Битые ссылки, ведущие на несуществующие страницы – это большое зло для SEO. Поисковые роботы тратят время на их обход впустую и в итоге «наказывают» сайт, понижая в выдаче. Так что регулярный аудит и удаление битых ссылок должны стать обязательным пунктом в чек-листе оптимизатора.
Найти неработающие ссылки можно с помощью специальных онлайн-сервисов, например, Xenu's Link Sleuth или Check My Links. А в Google Search Console есть отдельный отчет "Страницы с ошибками", который также поможет выявить проблемные места. После обнаружения битую ссылку нужно либо удалить, либо заменить на актуальную.
4. Занимаемся внутренней перелинковкой
Грамотная организация структуры ссылок
Четкая и продуманная внутренняя перелинковка поможет поисковым роботам лучше понять структуру сайта и быстрее проиндексировать важные страницы. Кроме того, она упрощает пользователям навигацию и позволяет дольше удерживать их на сайте. А это, в свою очередь, положительно сказывается на поведенческих факторах.
В идеале, со всех страниц сайта должен быть доступ к главной и основным разделам в 1-2 клика. Не должно быть изолированных страниц, до которых нельзя добраться по внутренним ссылкам. Также важно позаботиться о перелинковке материалов со схожей тематикой, чтобы связать их между собой и упростить переходы для посетителей.
Настройка хлебных крошек
Хлебные крошки – это элемент навигации, позволяющий пользователю понять, в какой части сайта он находится и легко перейти на более высокий уровень иерархии. Несмотря на свою простоту, хлебные крошки играют важную роль в улучшении поведенческих факторов и для SEO.
К тому же, поисковые системы часто отображают хлебные крошки в сниппетах, что делает сниппет более информативным и привлекательным для пользователей. Так что настройка этого элемента – обязательный пункт технической оптимизации. В WordPress за формирование хлебных крошек отвечают либо встроенные функции темы, либо специальные плагины типа Yoast SEO или Breadcrumb NavXT.
5. Упорядочиваем индексацию
Создание файла robots.txt
Файл robots.txt – это своеобразный пропуск для поисковых роботов, в котором можно указать, какие страницы сайта нужно индексировать, а какие – исключить из поиска. Обязательно продумайте грамотные настройки этого файла, чтобы robots.txt не препятствовал индексации важного контента.
С другой стороны, в файле нужно закрыть от индексирования служебные и технические страницы, которые не несут ценности для пользователей. Типичные примеры – страницы пагинации, дубли страниц с GET-параметрами, поиск по сайту и т.д. Перекрыв к ним доступ, вы направите поискового робота по наиболее приоритетным разделам.
Настройка панели Параметры поиска в Google Search Console
Еще один инструмент управления индексацией – панель "Параметры сканирования" в Google Search Console. Здесь можно указать предпочитаемый вариант сайта (с www или без), а также выбрать основное зеркало с http или https. Это исключит проблему дублей и позволит консолидировать всю ссылочную массу на продвигаемой версии сайта.
Кроме того, в "Параметрах сканирования" можно посмотреть и при необходимости изменить частоту обхода сайта роботом. По умолчанию установлена средняя частота, но если сайт регулярно обновляется, имеет смысл выставить высокую – чтобы новые страницы быстрее попадали в индекс.
Вывод
Техническая оптимизация сайта – это комплексный процесс, требующий внимания к множеству нюансов. Ускорение загрузки, адаптивность, чистый код, грамотная перелинковка и индексация – все это базовые факторы, без которых невозможно добиться высоких позиций в поиске. Так что аудит и доработка технической составляющей должны быть в топе задач для любого владельца сайта на WordPress.
Часто задаваемые вопросы
1. Как проверить скорость загрузки сайта?
Для анализа скорости загрузки удобно использовать онлайн-сервисы вроде Google PageSpeed Insights или GTmetrix. Они не только оценят скорость, но и подскажут конкретные рекомендации по ее улучшению.
2. Обязательно ли нужен адаптивный дизайн?
Если вы заботитесь о пользователях и поисковом продвижении – однозначно да. Без адаптивной верстки сайт будет терять большую часть мобильного трафика, а учитывая приоритет mobile-first в Google, это недопустимая роскошь.
3. Как часто нужно проверять сайт на битые ссылки?
Рекомендуется делать это не реже раза в месяц. Особенно если на сайте много внешних ссылок, которые могут периодически "отваливаться". Чем раньше вы обнаружите и исправите битую ссылку, тем лучше.
4. Можно ли закрыть от индексации все служебные страницы?
Не все. Некоторые из них, например, страницу контактов или оформления заказа, закрывать не рекомендуется. А вот страницы пагинации, поиска, сортировки товаров – это типичные кандидаты на запрет индексирования.
5. Насколько важна внутренняя перелинковка?
Она важна в первую очередь для распределения веса между страницами сайта и передачи ссылочного сока на приоритетные разделы. Так что оптимизация перелинковки может заметно повлиять на позиции и трафик.