Реклама - двигатель торговли. А правильно выбранный вид рекламы - залог успеха вашего бизнеса. Сегодня мы поговорим о двух популярных видах онлайн-рекламы: контекстной и таргетированной рекламе. Обе они имеют свои плюсы и минусы, нюансы настройки и особенности работы. Давайте разбираться!
1. Контекстная реклама
Особенности контекстной рекламы
Контекстная реклама - это вид интернет-рекламы, при котором объявления показываются пользователям в соответствии с содержанием (контекстом) страницы, на которой они находятся. Например, на странице про породы кошек будут показываться объявления о кормах и аксессуарах для кошек.
Самый популярный сервис контекстной рекламы в России - Яндекс.Директ. Именно на нем мы и сфокусируемся. Контекстная реклама в Директе работает по принципу аукциона - вы настраиваете объявления, назначаете ставки, и чем выше ваша ставка и релевантнее объявление запросу пользователя, тем выше оно показывается в поисковой выдаче Яндекса.
Контекстная реклама хороша тем, что:
- Позволяет быстро привлечь целевой трафик на сайт
- Вы платите только за клики по объявлениям
- Можно гибко управлять бюджетом и ставками
- Подходит практически для любой ниши и типа бизнеса
Минусы контекстной рекламы
Но не все так радужно. Есть у контекста и минусы:
- Высокая конкуренция и цена клика в топовых тематиках
- Сложная настройка и необходимость постоянной оптимизации
- Назойливость и "баннерная слепота" у пользователей
- Трафик прекращается сразу после остановки рекламы
Поэтому к запуску контекстной рекламы нужно подходить с умом, четко просчитывая экономику и отдачу от нее. Но в целом это хороший инструмент для большинства бизнесов.
2. Таргетированная реклама
Возможности таргетированной рекламы
Таргетированная реклама (или таргетинг) - это реклама в социальных сетях ВКонтакте, Facebook, Instagram, MyTarget и других, которая показывается пользователям по заданным рекламодателем критериям - полу, возрасту, интересам, поведению и т.д.
В отличие от контекстной рекламы, таргетированная реклама "догоняет" пользователя в соцсетях и показывает ему рекламу вне зависимости от того, что он ищет в данный момент. Главное - правильно "нацелить" рекламу на свою целевую аудиторию.
Основные преимущества таргетинга:
- Узкий таргетинг рекламы на целевую аудиторию
- Различные форматы объявлений - посты, карусели, видео и т.д.
- Более лояльное отношение пользователей к рекламе в соцсетях
- Возможность создания спроса и выращивания аудитории
Соцсети знают о своих пользователях гораздо больше поисковых систем - чем интересуются, что смотрят, где были, с кем дружат. И этим грех не воспользоваться для бизнеса!
Недостатки таргетированной рекламы
Увы, идеальной рекламы не бывает. Слабые стороны таргетинга:
- Сложное определение целевой аудитории и интересов
- Необходимость постоянно генерировать контент для объявлений
- Нужно постоянно "подогревать" аудиторию, иначе про вас забудут
- Не для всех тематик бизнеса есть аудитория в соцсетях
В целом таргет отлично работает как на привлечение трафика, так и на повышение узнаваемости бренда, доверия к нему. Но нужно четко понимать, сидит ли ваша ЦА в соцсетях.
3. Что же выбрать?
Однозначного ответа тут нет. Контекстная и таргетированная реклама имеют разные задачи. Контекст отлично работает, когда пользователь уже ищет ваш товар или услугу. А таргетинг помогает этот спрос создавать, пока о вас еще не знают.
Поэтому оптимальный вариант - использовать оба типа рекламы, но с разными целями. На поиске показывать горячие офферы тем, кто уже в теме. А в соцсетях прогревать холодную аудиторию, повышать узнаваемость, приучать к мысли о покупке.
Главное, не делать это хаотично, а четко планировать кампании, сегментировать аудитории, считать показатели и оптимизировать контекстную и таргетированную рекламу на основе полученных данных. Помните, что любая реклама без аналитики - это слив бюджета в пустоту.
И еще совет: если вы только начинаете, не пытайтесь объять необъятное. Начните с одного типа рекламы, разберитесь как следует, а потом уже экспериментируйте дальше. Лучше меньше, да лучше!
Вывод
Контекстная и таргетированная реклама - два мощных, но разных инструмента интернет-маркетинга. Первая работает с существующим спросом, вторая этот спрос создает. Используйте оба типа рекламы, сегментируйте аудитории и оптимизируйте кампании на основе аналитики - и результаты не заставят себя ждать.
Часто задаваемые вопросы
1. Сколько нужно тратить на контекстную и таргетированную рекламу?
Универсального ответа нет - все зависит от тематики, конкуренции, региона, целей. Но в среднем бюджет от 30 000 руб в месяц на каждый тип рекламы уже позволяет делать выводы и оптимизировать кампании.
2. Какая реклама эффективнее - контекстная или таргетированная?
Опять же, однозначно сказать нельзя. Контекстная и таргетированная реклама имеют разные цели и аудитории. Контекст лучше конвертирует в продажи, а таргетинг - в узнаваемость бренда. Нужно тестировать оба варианта.
3. Можно ли настраивать рекламу самостоятельно?
Да, можно, если у вас есть время и желание разобраться. И Яндекс.Директ, и рекламные кабинеты соцсетей достаточно просты в освоении. Начните с небольших бюджетов, анализируйте результаты и постоянно учитесь - и все получится.
4. Какие показатели эффективности контекстной и таргетированной рекламы нужно отслеживать?
Базовые метрики - CTR (кликабельность объявлений), CPC (цена клика), CPO (цена заявки/заказа), ROI (окупаемость инвестиций). Также важно следить за показателем качества в Директе, процентом выполнения цели, долей новых/вернувшихся пользователей. Выбирайте показатели исходя из целей кампании.
5. Через сколько окупится контекстная и таргетированная реклама?
Зависит от ниши, маржинальности товара, чека и других факторов. В среднем реклама выходит на окупаемость за 2-5 месяцев, но бывает и быстрее (или наоборот - медленнее). Поэтому так важно постоянно все анализировать и оптимизировать. Не ждите мгновенного результата, но и не сливайте бюджет в трубу месяцами.