Как быстро проверить техническую оптимизацию сайта на ошибки

Техническая оптимизация сайта – важный этап, на который многие забывают обратить внимание. А зря! Ведь от этого зависит, насколько быстро будет загружаться ресурс, и как легко его смогут проиндексировать поисковые системы. Так что давайте разберемся, как быстро проверить оптимизацию сайта на ошибки и привести все в порядок.

1. Проверка скорости загрузки

Первое, на что стоит обратить внимание – скорость загрузки страниц. Никому не нравится ждать вечность, пока прогрузится сайт. Да и поисковики не жалуют медленные ресурсы. Так что хотите хорошего юзабилити и высоких позиций в выдаче? Тогда вперед проверять оптимизацию сайта!

Самый простой способ оценить скорость – зайти на сайт с разных устройств и субъективно оценить, как быстро все грузится. А для более точных данных можно использовать специальные инструменты:

  • PageSpeed Insights от Google – покажет скорость загрузки на компьютерах и мобильных, выдаст рекомендации по оптимизации.
  • Pingdom Website Speed Test – замерит время отклика сервера и загрузки страницы, сравнит с другими сайтами.
  • GTmetrix – оценит производительность, структуру страниц, размер файлов и т. д.

Оптимизация изображений

Тяжелые картинки – одна из самых частых причин медленной загрузки. Чтобы ускорить сайт, нужно оптимизировать графику:

  • Используйте форматы JPEG, PNG или WebP.
  • Сжимайте изображения перед загрузкой на сайт. Для этого есть онлайн-сервисы вроде TinyPNG.
  • Укажите размеры картинок в HTML-коде, чтобы браузеру не приходилось подгонять их на странице.
  • Подключите ленивую загрузку (lazy loading) для картинок за пределами области видимости.

И еще момент: не увлекайтесь чрезмерным количеством изображений, особенно на главной странице. 2-3 качественных и оптимизированных фото сработают лучше, чем 10 тяжелых картинок, тормозящих загрузку.

Оптимизация кода

Громоздкий и неоптимизированный код HTML, CSS и JavaScript тоже может стать причиной низкой скорости. Вот что можно сделать:

  • Минифицировать код – удалить лишние пробелы, переносы строк и т. п.
  • Объединить несколько файлов CSS и JS в один, чтобы меньше запросов к серверу.
  • Используйте асинхронную загрузку скриптов, чтобы страница не ждала их выполнения.
  • Подключайте стили в head, а скрипты ближе к закрывающему тегу body.

Инструменты для проверки и оптимизации кода – PageSpeed Insights, также можно поискать онлайн-минификаторы и плагины.

2. Мобильная оптимизация

В наш мобильный век очень важно, чтобы сайт был адаптирован под смартфоны и планшеты. Google уже перешел на mobile-first индексацию, поэтому мобильная версия должна быть идеальной. Как проверить оптимизацию сайта под мобильные? Вот ряд инструментов:

  • Тест на отзывчивый дизайн от Google – проверит, как выглядит сайт на разных размерах экранов.
  • Яндекс.Вебмастер – в разделе Диагностики можно проверить мобильную версию на предмет ошибок.
  • Встроенные инструменты разработчика в браузере – позволяют эмулировать мобильные устройства.

Что важно для хорошей мобильной версии? Адаптивная верстка, размер контента, удобное расположение элементов, отсутствие горизонтальной прокрутки. В идеале – разработка отдельной мобильной версии.

Проверьте удобство использования на смартфоне

Теперь, когда у вас все технически оптимизировано, пора взглянуть на сайт глазами пользователя смартфона. Зайдите на свой ресурс с мобильного, и оцените:

  • Удобно ли нажимать на кнопки и ссылки? Они должны быть достаточно большими.
  • Нормального ли размера шрифт? Или приходится приближать, чтобы что-то рассмотреть?
  • Легко ли ориентироваться по сайту? Проверьте логичность и понятность навигации.
  • Не слишком ли длинные тексты? На мобильном большие полотна информации плохо читаются.

Будьте беспощадны и дотошны – если что-то вас смущает или кажется неудобным, значит это нужно менять. Комфорт пользователя – наше все!

Тестирование на разных устройствах

Желательно посмотреть, как сайт отображается на разных моделях смартфонов и планшетов, с разными операционками и браузерами.

Конечно, держать все девайсы под рукой нереально. Но чем больше вы протестируете, тем лучше. В крайнем случае можно использовать эмуляторы устройств онлайн.

3. Структура URL

Не менее важная часть технической оптимизации – ваши ссылки. Они должны быть максимально информативными, понятными и релевантными. Проверяем:

Рассмотрим на примерах:

  • Хороший URL: site.ru/мужские-кроссовки/adidas – понятно, о чем страница, ключевые слова присутствуют.
  • Плохой URL: site.ru/catalog/item?id=12345 – неинформативно, нет ключевиков.

Также избегайте избыточных слов, знаков пунктуации, цифровых значений. URL – это не только про релевантность, но и про эстетику.

Проверка на ключевые слова

Включайте в ссылки ключевые фразы, по которым планируете продвигаться. Но без фанатизма – не нужно перенасыщать URL ключевиками, достаточно 1-2.

Как проверить, оптимизированы ли страницы под нужные запросы? Сделайте выгрузку всех URL и найдите в них ключи, по которым продвигаетесь. Подсветите те, в которых их нет – с ними нужно будет поработать.

Настройка ЧПУ

Человекопонятные URL можно настроить практически на любом сайте. Популярные CMS вроде WordPress, Joomla, Bitrix уже имеют встроенные настройки ЧПУ, в других системах понадобятся дополнительные модули. Основные принципы:

  • Используйте кириллицу в URL – поисковики научились их прекрасно воспринимать.
  • Разделяйте слова знаком "-", а не "_", "_" читается поисковиками как часть слова
  • Если на сайте много разделов, продумайте логичную иерархию категорий в URL.
  • Делайте ссылки максимально емкими и краткими, избегайте длинных URL.

Настроили ЧПУ? Теперь обязательно проверьте работу сайта, все ли страницы открываются, не появилось ли битых ссылок.

4. Метатеги и заголовки

Метатеги и заголовки – еще один must have для SEO-оптимизации сайта. Они сигнализируют поисковикам, о чем ваши страницы, а также привлекают внимание пользователей в выдаче.

Title

Title – это тег, определяющий заголовок страницы, который отображается во вкладках браузера и в сниппетах. Как проверить оптимизацию Title на сайте:

  • Title должен быть уникальным для каждой страницы, без дублей.
  • Оптимальная длина – до 60 символов, иначе обрежется в выдаче.
  • Должен отражать суть контента страницы и включать 1-2 ключевых слова.
  • Избегайте переспама ключевиками, штампованных фраз типа "купить недорого".

Найти все Title можно через исходный код страницы либо через специальные инструменты аналитики.

Description

Мета-описание, или description – еще один важный тег, отвечающий за описание страницы, которое мы видим под Title в сниппете. Чек-лист по description:

  • Длина описания – до 150-160 символов с учетом пробелов.
  • Текст должен цеплять и мотивировать перейти на страницу.
  • Включайте в описание призыв к действию: "закажите", "зарегистрируйтесь" и т.д.
  • Не дублируйте description на разных страницах сайта.

Проверка description аналогична Title – смотрим код страниц или используем инструменты анализа сайта.

5. Оптимизация контента

Как показывает практика, даже самые крутые сайты иногда проваливаются по позициям из-за проблем с контентом. Поэтому правильная оптимизация текстов тоже очень важна.

Проверка на уникальность

Поисковики не любят неуникальный контент и могут за это накладывать санкции. Поэтому проверяем все тексты на сайте на предмет уникальности:

  • Уникальность должна быть не ниже 90-95%. Для проверки используйте сервисы антиплагиата типа Text.ru, Content-Watch.ru
  • Обращайте внимание не только на точные копии, но и на рерайт, пересказ чужих текстов.
  • Даже на разных страницах своего сайта не должно быть дублей – Google их тоже не одобрит.

Нашли неуникальные куски? Беспощадно удаляйте или переписывайте!

Оптимизация под ключевые слова

Помните, мы выше говорили про включение ключей в Title и описание? Та же история и с текстом на странице. Как проверить оптимизацию контента:

  • Соберите семантическое ядро, распределите ключевики по страницам.
  • Пропишите все ключи в тексте в нужной плотности (обычно 1-3%, но все индивидуально).
  • Включите ключевые фразы в заголовки H1-H3.
  • Разбавляйте точные вхождения разбивкой на слова, морфологией, синонимами.

Проверить, насколько текст оптимизирован, можно вручную либо с помощью специальных инструментов анализа.

Вывод

Мы пробежались по основным моментам, на которые нужно обратить внимание при технической оптимизации сайта. Конечно, это далеко не все, но начать можно именно с этого. Регулярно проверяйте свой ресурс по всем пунктам, исправляйте ошибки и недочеты.

Подытожим вкратце, что нужно делать, чтобы проверить оптимизацию сайта:

  • Следите за скоростью загрузки и всеми факторами, которые на нее влияют
  • Проверяйте адаптивность и удобство сайта на мобильных устройствах
  • Создавайте правильную, понятную структуру URL с ключевиками
  • Оптимизируйте метатеги (Title, Description) и заголовки
  • Работайте с контентом – он должен быть уникальным и оптимизированным

Часто задаваемые вопросы

1. Как часто нужно проводить техническую оптимизацию сайта?

Технический аудит желательно делать хотя бы раз в несколько месяцев. Или при каких-либо глобальных изменениях на сайте – обновлении дизайна, структуры, переезде на другой домен и т. д. Также следите за позициями сайта – если они просели, первым делом проверьте техническое состояние.

2. Какие параметры сайта самые важные для поисковых систем?

Поисковики обращают внимание на множество факторов, но ключевыми являются скорость загрузки, адаптивность под мобильные, качество и уникальность контента, мета-теги, удобство навигации. Это базовые вещи, без которых сложно рассчитывать на высокие позиции.

3. Можно ли самостоятельно провести техническую оптимизацию сайта?

Да, большинство работ по технической оптимизации можно сделать своими руками, даже без специальных знаний. Главное – использовать правильные инструменты и четко следовать рекомендациям. Но в сложных случаях лучше обратиться к опытным специалистам.

4. Сколько времени занимает техническая оптимизация сайта?

Все зависит от объема сайта и количества найденных проблем. Где-то можно справиться за пару дней, а иногда работы хватает на несколько недель. В любом случае, лучше делать все постепенно, не пытаясь изменить все и сразу. Так и эффект будет заметнее, и риск что-то сломать меньше.

5. Гарантирует ли техническая оптимизация попадание в топ поисковой выдачи?

Техническая оптимизация – это важный, но не единственный фактор ранжирования. Она закладывает фундамент, но чтобы попасть в топ, нужен еще и качественный контент, и ссылочная масса, и поведенческие факторы. Так что это сложный комплекс работ, но без технической оптимизации – никуда!

Последние похожие статьи (все статьи блога)