Продвижение тематического сообщества в социальной сети позволяет бизнес-проекту наладить прямую взаимосвязь с целевой аудиторией для последующей конвертации участников группы в клиентов, партнеров, заказчиков, покупателей. Людям удобно и комфортно взаимодействовать в соцсетях: пользователи охотнее проявляют интерес к новостям и коммерческим предложениям социальных сообществ, чем к аналогичной информации, опубликованной где-нибудь на стороннем ресурсе.
Мы рассмотрим в статье наглядные примеры техники бесплатной раскрутки группы ВКонтакте, аналогичные способы будут действовать и в других соцсетях.
Плюсы и минусы бесплатного продвижения
Для начала разберемся, какие положительные и отрицательные качества имеет бесплатная раскрутка группы ВКонтакте. Понимание преимуществ и недостатков позволит принять правильное решение о целесообразности бесплатного продвижения как такового.
- Как ни удивительно, но это бесплатно.
 - Подобное SMM-продвижение исключает посредников. Тем самым владелец проекта предоставит наиболее четкую и точную информацию о продукте «из первых рук» (т.к. сам является специалистом и экспертом в своем деле).
 - Любая важная информация может появляться в сообществе без задержек, т.к. руководитель проекта самостоятельно наполняет сообщество контентом.
 - Участники сообщества общаются напрямую с руководителем проекта, а не представителем рекламного агентства, что формирует доверительное отношение к продукту.
 - Ввиду личной заинтересованности руководитель не просто публикует в сообществе нужную информацию, а прилагает все усилия для конвертации участников группы в клиентов.
 
- SMM продвижение лишь условно бесплатно, т.к. отнимает много личного времени (пословицу «время – деньги» никто не отменял).
 - Владелец проекта не является специалистом в раскрутке сообществ, а потому обычно допускает массу ошибок, свойственных новичкам.
 - Эффективность бесплатного продвижения гораздо ниже платного - хотя бы, вследствие своей более широкой доступности.
 - Руководитель, скорее всего, не использует весь арсенал полезных сервисов и инструментов, которые упрощают раскрутку и повышают эффективность сообщества.
 - Почти гарантировано владелец бизнеса (как занятой человек) не сможет обеспечить необходимую регулярность обновлений группы.
 - Для достижения того же самого результата бесплатная раскрутка группы в ВКонтакте проходит дольше, чем платная.
 
Способы бесплатного продвижения сообщества в соцсетях
- 
Оптимизация под поиск в соцсетях
В любой соцсети есть внутренняя система поиска. Благодаря поиску пользователи находят интересующие их сообщества по тематическим запросам. В результате ранжирования на первые места внутренней выдачи попадают группы, в которых:
- числится наибольшее количество участников/подписчиков;
 - название сообщества включает все слова запроса.
 
Стоит заметить, что само ранжирование (например, ВКонтакте) основано на релевантности введенного запроса и количестве подписчиков конкретной группы.
Эти критерии ранжирования позволяют составить список рекомендаций, необходимых для выхода в ТОП внутреннего поиска. Владельцу проекта необходимо:
- подобрать сообществу грамотное название с использованием ключевых фраз;
 - постараться увеличить число участников, насколько это возможно.
 
Например, на дату выхода статьи, по запросу «SEO продвижение» в городе Красноярске поиск сообществ социальной сети ВКонтакте отображает список из групп и публичных страниц следующим образом.
 - 
Оптимизация под поисковики
Группа в соцсети – это аналог сайта, к которому можно применить способы продвижения в Яндексе и Google. Чтобы целевая аудитория могла находить группу не только по внутреннему поиску, но и в поисковых системах, рекомендуется:
- в настройках сообщества открыть возможность индексации материалов поисковиками (сделать сообщество открытым);
 - уделить максимум внимания качеству (полезности и актуальности) добавляемых публикаций;
 - обеспечить техническую и смысловую уникальность размещаемой информации;
 - обеспечить регулярные обновления, чтобы привлечь аудиторию и поисковых роботов;
 - оптимизировать публикации под релевантные поисковые фразы (использовать принципы SEO);
 - позаботиться о качественной входящей ссылочной массе (на группу должны ссылаться трастовые и тематические сайты-доноры, а также конкурентные сообщества).
 
Например, можно увидеть, как по запросу «как бесплатно раскрутить сообщество» топик тематической группы в ВКонтакте находится в ТОП выдачи Яндекса:
 - 
Повышение качества обновлений приоритетнее частоты
Обновления крайне важны как для участников/подписчиков сообщества, так и для индексации поисковыми системами. Если владелец наполнит группу интересными для целевой аудитории 100% уникальными материалами, которые ранее не публиковались нигде в Интернете, то сообщество с большей вероятностью:
- приобретет популярность среди целевой аудитории;
 - повысится во внутреннем поиске соцсети (за счет увеличения числа подписчиков);
 - выйдет в ТОП поисковой выдачи (сработает SEO-продвижение в Яндексе);
 - приобретет массу качественных внешних ссылок (из-за репостов и упоминаний);
 - превратится в серьезный источник новых клиентов.
 
Единых стандартов частоты обновлений для коммерческих групп не существует. Все зависит от тематики, специфики деятельности и частоты появления новостей. Например, группа интернет-магазина одежды может обновляться по несколько раз за день (для продвижения новых поступлений или скидок). А вот бизнес-сообщество опубликует 3-5 новостей за месяц. И этого будет достаточно.
Для увеличения популярности публикуемых материалов владелец сообщества совершенно бесплатно может использовать техники и приемы «вирусного» маркетинга. Что это за методики и как их использовать в соцсетях, можно подробно прочесть в статье: http://про-движение.рф/блог/вирусныйконтент
 - 
Целевые приглашения
Под целевыми приглашениями подразумеваются приглашения в группу через специальный функционал ВКонтакте, а также дополнительная рассылка личных сообщений пользователям соцсети. Целевые приглашения направлены на привлечение в группу новых участников или подписчиков.
Поскольку у среднестатистического пользователя в ВКонтакте количество «друзей» не превышает 200-500 человек, то владельцам групп приходится идти на хитрость. В соответствии с техникой «инвайтинга» владелец сообщества сначала набирает как можно больше новых друзей, а уже после высылает приглашения.
Но даже при таком подходе администратор группы может за 1 день выслать лишь 40 приглашений и только своим друзьям.
Во избежание блокировки аккаунта владелец проекта может:
- тщательно отбирать лояльных людей, которым высылаются приглашения (хлопотная процедура). Еще лучше будет, если это будут активно заинтересованные в вашей тематике люди;
 - использовать несколько фейковых профилей (затратно по времени).
 
 - 
«Поделиться», «пригласить», «рассказать друзьям»
Самое простое, что может сделать владелец сообщества без вложения денег - это мотивировать имеющихся участников и подписчиков:
- делиться записями;
 - проявлять активность;
 - приглашать друзей;
 - рассказывать о сообществе на своих страницах.
 
Подобные призывы можно встретить чуть ли не в каждом сообществе в ВКонтакте, но так ли они результативны?
Любая мотивация к активности лучше, чем ее отсутствие. Однако практика показывает, что лишь единицы делают репосты записей, ставят лайки, а тем более приглашают друзей. Из 1000 участников только 2-10 пользователей обычно реагируют на призывы администратора группы, да и делятся участники лишь самыми лучшими записями.
Кроме того, можно использовать дополнительные мотивирующие факторы: подарки, выгоды, «бесплатности».
Но не стоит забывать, что сейчас в соцсетях в новостной ленте пользователя, подписавшегося на вас, записи формируются не на основе хронологической основе, а на алгоритмической. Что еще больше доказывает необходимость формирования качественных и интересных подписчикам постов.
 - 
Конкурсы, акции, бонусы, марафоны
Нельзя сказать, что данный способ раскрутки группы в ВКонтакте абсолютно бесплатен. Конкурсы, акции и бонусы подразумевают раздачу участникам ценных призов и подарков, которые стоят денег. С другой стороны, техника мотивации может быть бесплатной и даже прибыльной, если в качестве акционного продукта-подарка предложить людям:
- избыточный товар;
 - условно-бесплатный продукт (например, обучающую книгу, которую легко найти в общем доступе);
 - вещь или услугу, которую руководитель проекта предоставляет самостоятельно (например, онлайн-консультация, фотосессия, проведение мероприятия и др.).
 
Для мотивации можно использовать не только реальные, но и номинальные ценности. Однако при запуске конкурса нужно подумать, а будет ли такое SMM продвижение привлекательным.
 - 
Взаимообмен рекламой с другими группами
По любой теме можно найти сообщества с аналогичными показателями и характеристиками. Если предложить схожим сообществам взаимообмен рекламой, вполне вероятно, они согласятся сделать это бесплатно.
Схожесть параметров 2-х сообществ – важный критерий в выборе групп для обмена. Вряд ли сообщество в 100.000 участников станет бесплатно меняться ссылками с маленькой группой, в которой лишь 1000 человек. Значит, для молодой группы этот способ подходит лишь условно.
Еще один вариант – обмен ссылками в одноименном блоке (речь о блоке «Ссылки»).
 - 
Увеличение ссылочной массы
Чем больше ссылок будет вести к сообществу из интернета и чем качественнее они будут, тем выше шансы, что по ним перейдут целевые посетители. Ссылки также повышают позиции группы в поиске, способствуют выходу в ТОП поисковой выдачи.
Для наращивания качественной ссылочной массы следует оставлять ссылки на продвигаемое сообщество там, где это уместно, где ссылки будут полезны людям. Среди бесплатных возможностей - это:
- в личных профилях на профильных сторонних сайтах;
 - в новостных и обзорных статьях, в т.ч. в комментариях;
 - в комментариях в различных обсуждениях, форумах и блогах;
 - в других социальных сетях;
 - в ответах на сервисах Q&A (вопросов-ответов);
 - в публикациях своего сайта.
 
 - 
Взаимосвязь с сайтом
Благодаря ссылкам с сайта, виджетам, новостным блокам, кнопкам, соц. комментариям, целевая аудитория без труда находит интересующее сообщество, пополняет число его подписчиков. Особенно хорошо, когда на страницах сайта вместе со ссылками для перехода представлены четкие призывы к активности.
От внедрения социальных программных решений на сайте выигрывает и он сам, и продвигаемое сообщество. Благодаря взаимосвязи посетитель удерживается в рамках проекта даже тогда, когда покинул бы сайт или группу.
Например, благодаря виджету сообщества соцсети ВКонтакте пользователь может подписаться на новости группы и следить за анонсами, появляющимися в его новостной ленте. Если бы такого виджета на страницах сайта не оказалось, пользователь бы просто ушел и был навсегда потерян. Подписка на новости паблика дает достаточно ощутимый эффект.
Подробнее прочитать об оптимизации сайта для продвижения в социальных сетях (SMO) можно в нашем блоге: http://про-движение.рф/блог/смо-оптимизация-сайта
 
Выводы
Способы бесплатного продвижения, вероятно, могут принести некоторый эффект, если приложить максимум усилий и времени на их реализацию. Для сравнения, рекламное агентство сможет достичь результатов в несколько раз быстрее и результативнее.
Бесплатная раскрутка в соцсетях (как и бесплатное продвижение в Яндексе) подразумевает, что работы придется выполнять самостоятельно, без посторонней помощи. Значит, и качество таких работ будет зависеть от человека и его опыта.
Если вы решите обратиться к опытным SMM-специалистам по продвижению групп и публичных страниц в соцсетях, то мы будем рады, если вы обратитесь к нам: http://про-движение.рф/соцсети.